Что такое Smart Nation и может ли это стать национальной идеей Новой Армении

Что первое приходит на ум людям, когда они слышат слово “Армения”? Библейская гора Арарат, дудук, лаваш, армянский коньяк.

Имена-бренды: Шарль Азнавур, Ким Кардашьян, Шер, Алексис Оганян. Но главная ассоциация, которая возникает у многих при слове “Армения”, к сожалению, связана со скорбной страницей нашей истории – “геноцидом армян”. От того, что мы думаем о себе сами, зависит, что о нас думают другие. Ведь если бренд Швейцарии – это банки, часы и надежность, то состоятельные люди со всего мира перечисляют туда капиталы. Если бренд Таиланда – это туризм, то сюда приезжают на отдых миллионы людей со всего мира. Бренд Израиля ассоциируется с качественной медициной, и многие приезжают в местные клиники для получения лучшей помощи.

Почему так произошло? Потому что успешные страновые бренды появились не случайно. Их формирование – это большая целенаправленная работа государства. В страновом бренде должна быть заключена национальная идея, которую люди чувствуют, понимают и принимают, прежде всего, на эмоциональном уровне. В любом другом случае, национальный бренд не проживет и пяти минут. Поэтому вопрос выбора и проработки национальной идеи всегда стоит в центре внимания успешных государств.

Как нам связать бренд Армении со светлым будущим, а не с трагическим прошлым? Как соединить образ древней страны и современных технологий? На мой взгляд, для этого необходимо показать всему миру, что новая Армения – это страна, где создаются технологии и инновации, которые служат всем. То есть это не отдельные островки “умных технологий”, а целая “Smart Nation”, Умная страна. В сознании окружающего мира Армения вполне может встать в один ряд с такими инновационными странами, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швейцария, Япония, Израиль.

Уже сегодня в Армении действуют известные и за ее пределами IT- компании. Теперь нужно, чтобы их было больше, они стали крупнее и их имидж работал на страну. Важно присутствовать в экспертных сетях, таких как Reddit и TechCrunch.

Важны успешные выступления сборной Армении в чемпионате WorldSkills, необходимо проводить в Армении крупные международные форумы, подобные Real Estate Blockchain, Global Smart City Forum.

Поэтому если мы целенаправленно будем формировать образ новой, инновационной Армении, это поможет росту экономики и будет работать на страну в целом.
Национальная идея Smart Nation не должна остаться только лозунгом и вывеской на сайте правительства. Она должна наполниться конкретным содержанием, увязанным с планами государства по социально-экономическому развитию страны. Поэтому правительству нужно предложить не набор красивых слайдов, а продуманную программу и пошаговый путь для ее реализации.

Программа инновационного развития Smart Nation с горизонтом на 15-20 лет должна создать экосистему социально-экономического прорыва, или, как сейчас говорят, форсажа для страны и ее компаний, задать вектор деятельности правительства, бизнеса и общества, расставить приоритеты и продемонстрировать их всему мировому сообществу.
Экосистема должна состоять из прозрачных и эффективных инфраструктурных институтов. Это, в частности: программа Smart Nation, Фонд прямых инвестиций, инновационные кластеры, регулятивные песочницы, бизнес-инкубаторы, технологический университет, международные форумы, банки венчурных проектов и т.д.

В республике уже есть технопарки в Гюмри и Ванадзоре, строится инженерный городок в Ереване. Есть и свободные экономические зоны, одна из которых специализируется на промышленности и высоких технологиях.

Но их эффективность станет гораздо выше, если появится программа и ее исполнители, которые оперативно будут решать возникающие вопросы. В том числе повседневные, практические.

Программа должна быть дополнена конкретными стратегиями по отдельным приоритетным направлениям. Нужна правительственная стратегия Smart City на долгосрочный период, с которой можно привлекать “длинные” инвестиции не только для Еревана, но и для других городов Армении. А следить за ее выполнением должен специальный орган, который будет буквально каждый день и каждый час следить, как работают технологические кластеры и отдельные предприятия, нет ли у них вопросов в налоговой, на таможне, какой набор стажеров они проводят в университетах и так далее.
И вот тогда бизнес захочет вкладывать сюда деньги. Потому что он увидит, чего правительство планирует достичь не только через год, но и в долгосрочной перспективе, какие законы для этого принимаются или будут приняты в среднесрочной перспективе, чем готово помочь государство бизнесу: налоговое стимулирование, административный консалтинг, программы по подготовке кадров, программы сотрудничества с соседними странами.

Консалтинг может включать в себя и финансовую составляющую, например, подготовку к IPO. Бизнес будет готов вкладывать деньги, если увидит, что государство грамотно и последовательно сопровождает реализацию технологических проектов.

Кроме этого, необходимо подумать о создании частно-государственного Фонда прямых инвестиций Smart Nation для софинансирования прорывных проектов и программ.

В Фонде прямых инвестиций государству разумнее присутствовать с долей не более 25%, а остальное – деньги бизнеса, который будет видеть в государстве своего партнера.

И в заключение, может быть, самое важное – кто и как будет за этим следить? Как было сказано, для этого нужно практически ежедневно наблюдать за выполнением ключевых показателей, вовремя корректировать действия. Такая работа в формате обычных экспертных групп или межведомственных заседаний, как показал опыт многих стран, невозможна. Именно эта проблема подтолкнула в свое время Тони Блэра на создание в рамках офиса премьер-министра уникального органа – Delivery Unit, который как раз и выполнял функции контроля и мониторинга приоритетных направлений социально-экономического развития.

Что касается Армении, я бы взял за основу практический опыт сегодняшнего Сингапура, где действующий премьер-министр Ли Сяньлун создал офис Умной страны и Цифрового правительства (The Smart Nation and Digital Government Office (SNDGO).

Орган был создан в составе офиса премьер-министра с исключительной ответственностью перед ним. Его основная миссия заключалась в координации деятельности министерств и ведомств по осуществлению программы Smart Nation, а также контролю и мониторингу текущего процесса ее исполнения со своевременной индикацией на наличие проблем по реализации и внесению необходимых корректировок.

Также для Армении применим опыт Малайзии, где премьер-министр Мохд Наджиб бин Тун Хаджи Абдул Разак создал PEMANDU (Performance Management and Delivery Unit) – агентство по управлению эффективностью и обеспечению результата Малайзии.

Цель PEMANDU – разработка и контроль за реализацией двух взаимоувязанных программ: программы трансформации правительства (Government Transformation Programme – GTP) и программы трансформации экономики (Economic Transformation Programme – ETP).

В результате деятельности Delivery Unit с 2009 по 2014 годы ВНД на душу населения увеличился на 44%, совокупный годовой рост инвестиций находился на уровне 10,5% в период с 2010 по 2017 г., а дефицит бюджета сократился с 6,7% до 3% за тот же период.

Каким должен быть Delivery Unit для Армении и как перейти от идеи к ее практической реализации – тема отдельного разговора.

Мецо Игитян – президент Strategy Foundation